Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Алгоритм написания статьи

Как написать статью? Этот вопрос мучает владельцев сайтов, начинающих райтеров и школьников (сочинение — это та же статья). Опустим психологические блоки вроде страха белого листа и поговорим об этапах работы над текстом.

Небольшое лирическое отступление

В 2003 году я получила первое редакционное задание — написать статью о досуге в районе Тропарево-Никулино. Опыта ноль. Единственное, что грело: я сдавала неплохие сочинения в школе и хорошие курсовые в университете. Но на филфаке меня учили находить метафоры, разбирать слово по составу, работать с книгами и писать грамотно околонаучные тексты, а не газетные статьи, понятные для простых людей. «Неужто мне, исследователю творчества Фета и Тютчева, не поддастся какое-то Тропарево-Никулино?» — подумала я и вооружилась бумажными «Желтыми страницами» и бесплатными районными газетами. Умением пользоваться интернетом в начале 2000-х могли похвастаться единицы, я к избранным не относилась.

Пару дней я обзванивала клубы, досуговые центры, театры, дома культуры и прочие подобные заведения, находящиеся в нужном мне районе и в примыкающих к нему. В некоторые даже сходила. Через неделю сдала статью главному редактору. На третий день он позвонил мне и сказал, что информация годится, а вот стиль изложения слишком заумный и «вообще, вы же не диплом пишете».

«Дипломы» я строчила еще долго: умение излагать мысли на бумаге просто и кратко пришло не в первый год корреспондентской деятельности.

Я писала и сокращала. И снова сокращала. Работа в бумажной газете научила меня урезать тексты без потери смысла и ценных фактов до нужного количества букв (в газете даже одна буква может оказаться лишней или недостающей).

Желание писать для дорогих глянцевых журналов о недвижимости заставило меня осмелеть, чтобы брать комментарии у экспертов рынка. В начале 2000-х без беседы со специалистом невозможно было написать статью: не хватало информации — слаборазвитый интернет еще не завалили миллионами страниц на каждую тему. Чтобы подготовить материал о недавно появившихся на рынке сенсорных мониторах, я напросилась «в гости» в NEC. В течение часа технический специалист объяснял мне на пальцах принцип работы этих чудо-экранов, а потом, конечно, при согласовании текста еще исправлял мои глупости.

Если у человека все в порядке с логикой, у него получается добывать информацию, структурировать ее и пересказывать, со временем он научится писать хорошо. В каждом деле имеется свой алгоритм, есть и алгоритм написания статьи. Без него тоже можно достичь результата, но вряд ли быстрого и качественного. А я хочу, чтобы дельных и грамотных статей в интернете стало больше, потому что опусов «ни о чем» более чем достаточно.

Алгоритм и правила написания статьи

I. Выбор темы для статьи

1. Тема заказчика

Самый простой путь. Согласовывая тему с заказчиком, рекомендую спросить его:

— на какие вопросы в статье он хочет получить ответы,
— кто целевая аудитория статьи,
— какова цель статьи,
— нужны ли комментарии экспертов и в каком формате (прямая речь, косвенная речь, как будут оформлены эти комментарии),
— где и когда текст будет опубликован, каков должен быть его минимальный и максимальный объем.

2. Своя тема

Допустим, вы нацелены писать статьи для своего сайта. Выбирая тему самостоятельно, можно ориентировать на собственные интересы, сверяясь с интересами своей целевой аудитории (ЦА).

Я веду блог о Калининградской области. Однажды мне надоело блуждать по разным сайтам и хранить в смартфоне фотографии табличек с автобусных остановок, чтобы определить, когда поедет нужный мне транспорт из города Пионерского в Калининград или в Светлогорск. Тогда я собрала все эти данные на одной странице своего блога и теперь регулярно получаю благодарственные комментарии от его посетителей. Мой интерес совпал с интересом моей ЦА. То же самое было и со статьей о достопримечательностях Пионерского. Готовя ее, я исходила из своих потребностей: мне хотелось составить путеводитель для себя и своих гостей.

Резюме:
1. Ориентируйтесь на свои интересы.
2. Определите свою целевую аудиторию (ЦА). Кто ваш читатель: его возраст, пол, интересы, профессия, уровень дохода, хобби, характер, мечты? Поняв это, ориентируйтесь на его интересы.
3. Сверяйте свои интересы и интересы ЦА с «Вордстатом»: https://wordstat.yandex.ru/. Выписывайте соответствующие теме фразы и опирайтесь на них, собирая фактуру.

II. Написание статьи

1. Придумайте правильные вопросы

Я редко пишу статьи безадресно. В былые времена такое случалось, потому что я не могла откопать в недрах своей памяти человека, который бы столкнулся с неприятными поправками в Водный кодекс, покупая землю на берегу озера. Ну не было таких знакомых, а тема для статьи была. Тогда на помощь приходила фантазия, рисовавшая мне такого гражданина. Сейчас же я обычно представляю конкретного человека, соответствующего параметрам моей ЦА, и пишу статью именно для него. Адресные статьи получаются более живыми и развернутыми, в отличие от тех, что написаны для всех (и ни для кого).

Итак, представьте человека (или себя) и составьте примерный список вопросов, на которые он хотел бы получить ответы. Подсматривайте в Вордстате, что ищут люди по этой теме. План статьи почти готов. Осталось только поставить их в логичной последовательности.

Кстати, запросы из «Вордстата» по теме статьи можно использовать как подзаголовки. Это замечательный ход для продвижения сайта.

Пример
Задача — написать статью о чихуахуа. Я захожу в «Вордстат» и смотрю, что ищут люди со словом «чихуахуа». Пользователей интернета интересуют длинношерстные и гладкошерстные чихуахуа, сколько стоят эти собаки, одежда для них, чем кормить… На основании такого простого анализа можно составить план статьи.

вордстат для написания статьи вордстат для написания статьи

2. Соберите информацию, отвечающую на вопросы

Вопросы есть — пора искать ответы на них. Всю найденную информацию я рекомендую собрать в один файл. Источники: сайты, книги, комментарии экспертов (можно получить комментарии, задав вопросы экспертам), беседы на форумах, личный опыт.

Если вы пишете аналитическую статью с комментариями, желательно, чтобы экспертов было не меньше трех, тогда статья не кажется заказной и рекламной.

3. Скомпонуйте, перепишите, допишите

Собрав всю необходимую информацию в один файл, вы получите наверняка не меньше десяти страниц разрозненного текста. Дальше есть два варианта.

Первый. Выбрасывайте все лишнее, оставляя значимое, переписывайте, редактируйте.

Если вы опираетесь на источники из интернета, проверяйте уникальность по сервисам типа text.ru. Уникальность текста должна быть не ниже 95% (в некоторых тематиках — юридической, например, — допускается ниже, но это отдельная тема), в идеале — 99–100%.

Второй. Прочитав все имеющиеся источники, пишите своими словами.

Путь более трудный, но и интересный, и в конце его обычно не возникает проблем с уникальностью.

III. Редактура и корректура текста

Пройдя все перечисленные этапы работы с текстом и поставив последнюю точку, дайте тексту отлежаться сутки (или хотя бы часа три). На следующий день перечитайте, допишите, отредактируйте.

Обязательно проверьте, нет ли в тексте фактических ошибок. Надо сверить даты, цифры, фамилии, названия, исторические моменты — словом, факты.

Если в тексте есть цитаты экспертов, они должны быть переданы без искажения смысла, а лучше — дословно. Комментарий, полученный в устной беседе, желательно согласовать, чтобы подстраховаться от фактических ошибок и неприятностей. Вряд ли вы готовите сенсацию с разоблачением спикеров, наверняка ваша цель — грамотный во всех смыслах материал. И доброе взаимодействие с экспертом в том вопросе, в котором вы сами несильно разбираетесь, — верный путь к качественному материалу.

После проверки статьи на фактические, орфографические, стилистические ошибки снова дайте тексту отлежаться несколько часов. Затем читайте, редактируйте, исправляйте ошибки.

Прогоните тест через функцию «Правописание» в Ворде и через разные онлайн-сервисы.

Например:
http://orfogrammka.ru — проверяет грамматику;
http://glvrd.ru — предлагает удалить лишние слова и канцеляризмы, но этим сервисом нельзя сильно увлекаться, иначе текст получится совсем сухим;
http://text.ru — показывает уникальность.

IV. Результат

Отправив статью редактору, ждите замечаний. Или, представив себя в роли редактора, на следующий день сдайте текст себе, но, если у вас нет опыта, этот вариант плох, так как свои ошибки вы не увидите. Как вариант: дайте почитать статью кому-нибудь незаинтересованному (родители и друзья могут утаить правду, чтобы вас не расстраивать) и потом спросите этого человека: все ли ему было понятно, чего не хватает в тексте, интересно ли читать? Услышав конструктивную редакторскую критику, допиливайте текст, сдавайте снова и ждите вердикта.

Еще несколько рекомендаций

♦ 1. Если вы работаете с заказчиком, дайте ему заполнить бриф (образцы брифов можно найти в интернете). Этот небольшой опросник поможет избежать неприятных ситуаций и недопонимания. И еще у вас появится информация о ЦА и самом тексте. А если заказчик подойдет к заполнению брифа ответственно, то в итоге вы получите почти готовый план статьи.

♦ 2. Когда интернет был игрушкой избранных и процветали бумажные издания, заголовки и подзаголовки придумывали на ходу или после написания всего материала, опираясь на текст. Сейчас имеет смысл строить статью вокруг уже готовых подзаголовков, которые помогут в оптимизации сайта, так как цель статей — продвигать ресурс в поисковике, а не только предоставлять информацию читателю.

♦ 3. Если вы пишете для интернета, абзацы не должны быть очень длинными — 3–5 предложений вполне достаточно. Предложения тоже должны умещаться на 2–3 строках. В бумажных изданиях (особенно в журналах) допустимы более длинные предложения и абзацы.

♦ 4. Хороший объем текста — 5000–6000 символов без пробелов. Можно больше, но тексты длиннее 7000 символов часто отпугивают читателей (зависит, конечно, от аудитории), хотя, на мой взгляд, в борьбе за позиции в поисковике они в результате побеждают.

Хороших текстов!

Светлана Кравцова, Gramotno-po-russki.ru

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ссылкой с другими, нажав на кнопку. Спасибо!
Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.